ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ, РУКОВОДИТЕЛЬ СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИХ И БАЛТИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МГИМО

(Продолжение)
По сути в связи с этой конвенцией возникли еще 2 органа: 1 орган комиссия по границам, 2-ой орган по морскому дну, а что касается этого органа, то по существу любой возможно используемый морского дна за пределами зоны национальной юрисдикции, может осуществляться только с разрешения этого органа. Ему переданы эти полномочия, а что касается комиссии по границам континентального шельфа. то она состоит из ученых, которые занимаются естественно научными исследованиями, они политически ангажированы. Они рассматривают те доказательства, которые предоставляют государства. В данном случае вот Охотское море, недавно она рассмотрела и признала, что дно является продолжением российской континентальной платформы. Поэтому на сегодняшний день он признан принадлежащим российской федерации.
В районе северного полюса дно расположено на глубине свыше 4-х километров, само по себе проблематичная вещь эксплуатировать там ресурсы на такой глубине, да еще под постоянным льдом. Это серьезная вещь, и я не думаю, что вопрос стоит в этой плоскости, а речь идет о том, что по оценкам от 74 до 77% обнаружено, но еще не подтвержденных запасов углеводорода в Арктике. Расположенных как раз в зонах 200- мильных шельфовых зонах, принадлежащих уже прибрежным арктическим государствам.
Поэтому де факты, всякие разговоры о том, что будет битва за ресурсы прежде всего углеводородные, это мягко говоря преувеличение. Компании и достаточно крупные пытались разведывать бурение в том числе на канадском арктическом шельфе, на американском - не получилось, там слишком жесткие условия оказались и они отложили. Ясно совершенно одно:
1-ое -очень важная вещь, все существующие технологии, техника, которая используется, она адаптирована к каким угодно условиям, но только не к арктическим, к этим крайне низким широтам и поэтому саму технику новую надо создавать. Вот появились некие морские платформы ледостойкие, в том числе и Курчатовский институт участвовал в подобных вещах, это новые технологии, аналогов в мире нет. И видимо подобные технологии будут развиваться в дальнейшем. А это только природные, климатические условия, плюс к этому добыча нефти в условиях, когда большую часть года пространства будут покрыты льдами, конечно предполагает, что коммуникации будут прокладываться по дну к суше. Более того очевидно, что надо обеспечить транспортировку от туда круглогодичную, тоже не простой вопрос.
(Продолж.след)
Journal information