
Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким – в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.
Увлечение пастелью в кругу художников "Мира искусства" рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой. У М.В.Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощали поэтическую метафору Петербурга XX века.
Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия "рисования цветом" – намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий,– отличали работы Н.Н.Сапунова, Н.К.Рериха.
Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.
"ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ"
Journal information