
В России наступили зимние Святки – веселый народно-христианский праздничный период, который продолжается от Рождества до Крещения.
Когда празднуются Святки
Святки, которые на Руси еще называли коляды, празднуют целых 12 дней, как говорится, «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до праздника Крещения Господня, когда совершается обряд освящения воды. Праздник имеет языческие, народные корни, но тесно связан с христианской традицией.
История праздника
Праздновать двенадцать дней после Рождества Христова первые христиане начали еще с древних времен. Впервые о праздновании Святок упоминается еще в первом веке нашей эры. Однако уже в те же времена, когда праздник стал христианским, появилась никогда не одобряемая церковью традиция святочных гаданий и исполнения других суеверий, доставшихся в наследие от языческих времен. Святочные гадания и другие не одобряемые церковью забавы были в этот период настолько популярны, что власти даже издавали специальные запрещающие законы. Так, в Российской империи был специальный закон, который запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить по старинным идолопоклонническим преданиям игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Святочные обряды
Ряженые
На Святки были и до сих пор в разных местах остаются свои местные традиции, несколько отличающиеся друг от друга. Из наиболее известных святочных забав – хождение по домам ряженых, когда молодежь, нарядившись в разные, иногда устрашающие костюмы, поет и пляшет, получая в награду еду и деньги. При этом святочные ряженые далеко не такие благостные, как те, кто участвует в рождественских колядках. Святочные костюмы и маски, порой, устрашающие, а песни и пляски подчас неприличные.

На Руси на Святки в ходу были традиционные костюмы и маски – например «коза», «аист», «черт», и т. п. В масках ходили в основном молодые парни, девушки, если и участвовали в колядках, вели себя скромнее, и лиц не прятали. Иногда ряженые закрывали себе лица волосами, метелками, мочалом, надвигали низко на глаза меховые шапки и т.д. Или мазали лица сажей, дегтем, свеклой, обсыпали мукой. Считалось, что ряженые, которые ходили по дворам, — это посланцы из другого мира, образы душ умерших предков. Поэтому хозяева и задабривали ряженых едой и деньгами, как бы откупаясь от нечистой силы.
Святочные гуляния ярко показаны в фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».


Изгнание святок
В некоторых областях России, Украины и Белоруссии до сих пор сохранился обряд изгнания святок (кутьи, коляды), приуроченный к окончанию святочного периода перед Крещением. Так, на Украине было принято сжигать рождественскую солому или мусор, накопленный за период Святок. Этот обряд называется «паліть діда» или «паліть дідуха».
Сжигание соломы или сена в Крещенский сочельник было очень распространено и в России – это называлось «провожать Святки»: горящий сноп возили по деревне на телеге с радостными криками.

Есть и другие святочные обряды – зажигание свечей, посиделки, песни и пляски, сбор денег для вдов, и т.д. В основном в деревнях и в городах это время проводилось весело, были в ходу зимние забавы и развлечения, стол был разнообразный, поскольку ограничения поста уже не действовали, работать в это время было не принято. В том числе в это время под строгим запретом была охота и вообще любое убийство животных.
Святочные пословицы и поговорки:
На Святках волки женятся.
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех: с охотником беда случится.
Одна кутья на людей, другая на худобу (скотину), а третья на урожай.
Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Масленица — пора кататься
Мокрые Святки (то есть, оттепель) — мало урожая.
Ясные Святки — полные амбары.
Святочные гадания
Святочные гадания были распространены у славянских народов в период зимних святок с Рождественского сочельника до Крещения.

Наиболее благоприятными для гадания считались Рождественский (6 января), Васильевский (13 января) и Крещенский (18 января) вечера. Древние верили, что эти дни являются переломными, наиболее опасными периодами, когда святочная нечисть особенно сильна.

В гаданиях на Святки присутствовали две основные темы: гадания о судьбе (о замужестве, семье, благополучии) и о будущем урожае.
Святочные гадания были одним из главных развлечений для девушек, загадывающих о замужестве и о ряженом-суженом – будущем муже. Эти гадания описаны в балладе Василия Жуковского «Светлана» и в поэме Александра Пушкина «Евгений Онегин».
Источник
Journal information