
В тайне Михаил Булгаков держал то, что ему три раза являлся дух его коллеги, известного мистика и писателя Николая Гоголя. Об этом стало известно только после его кончины, которую Михаил Афанасьевич сам предсказал.

Здоровье писателя резко ухудшилось после того, как Сталин запретил постановку спектакля «Рашель». Писатель начал терять зрение, а врачи поставили ему диагноз гипертонический нефросклероз (болезнь почек). Для того, чтобы снять боль, Михаилу Булгакову приходилось употреблять морфий. В этот период известный русский писатель закончил роман «Мастер и Маргарита», но писал не самостоятельно, а диктовал текст супруге. Спустя много лет, на страницах рукописи исследователи обнаружили следы морфия. Родным приходилось постоянно дежурить у постели больного 49-летнего писателя, а 10 марта 1940 года его сердце остановилось. Михаила Афанасьевича похоронили на Новодевичьем кладбище. Его третья жена походатайствовала о том, чтобы на могиле супруга установили камень, ранее лежавший на могиле Гоголя.
Впервые дух Гоголя или как описывал сам Булгаков, «низенького остроносого человечка с безумными маленькими глазами», пришел к писателю осенью 1918 года. На тот момент автор «Мастера и Маргариты» страдал от наркотической зависимости. Дело в том, что в 1917 году, когда Михаил Афанасьевич работал врачом в одной из больниц, он заразился от больного ребенка дифтерией. Молодой Булгаков предпринял меры и ввел специальную сыворотку, но возникла аллергическая реакция с последующим зудом и сыпью.

Будущий известный писатель вынужден был попросить свою супругу, чтобы она ввела ему инъекцию морфия. Благодаря этим действиям Булгаков был спасен, но у него появилась наркотическая зависимость. Драматург страдал от этой привычки и очень боялся, что об этом узнают его друзья и коллеги. Это повлекло за собой тяжелые депрессии, а во время пребывания в Киеве в 1918 году, Михаил Афанасьевич пил опий прямо из бутылки.
Татьяна Николаевна, первая жена Михаила Булгакова, предпринимала попытки помешать пагубной зависимости супруга, но они были безуспешными. Она вместо морфия впрыскивала писателю дистиллированную воду, в результате чего он мучился от ломок. В порыве ярости Михаил Афанасьевич целился в жену из револьвера и кидал в нее горящий примус. Во время одного из таких приступов к нему в комнату пришел Гоголь, который пригрозил ему пальцем. Об том случае писатель немного позже рассказал в своем дневнике, описав дух своего коллеги как «остроносый низенький человечек с безумными маленькими глазами».

Когда Михаил Булгаков проснулся на киевской съемной квартире утром, то он долго не мог понять, приснился ему Гоголь или нет. Но с тех пор писатель избавился от наркотической зависимости и позже рассказал об этом периоде своей жизни в рассказе «Морфий».
В 1920 году, после того, как Булгаков переболел тифом, появились его первые драматургические опыты. В 1921 году он перебрался в Москву, где начал работать фельетонистом в местных газетах и журналах. Спустя два года Михаил Афанасьевич вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1925 году он во второй раз женился, связав свою судьбу с Любовью Белозерской.

По рассказам Булгакова, во второй раз он встретился с Гоголем перед тем, как познакомился со своей третьей супругой, Еленой Шиловской. На тот момент она была замужем за профессором и крупным военачальником Евгением Шиловским, но ответила на шутливые ухаживания знаменитого писателя. 35-летняя дама стала настоящей любовью Михаила Афанасьевича и его главой музой. В день знакомства начался стремительный и бурный роман, который не обошелся без истерик, криков и расставаний.

Когда супруг Елены Шиловской был в командировке, автор «Мастера и Маргариты» провожал ее домой. У подъезда дамы сердца он остановился и очень долго смотрел на дом. Будущая жена заметила сильное замешательство Булгакова, но в тот вечер он не рассказал ей истинную причину своего странного поведения. Только когда он умирал на руках Елены, он признался, что несколько лет назад шел по темным улицам столицы и встретил Гоголя, который указал на ее дом. В тот момент писатель был расстроен житейскими проблемами, недостатком денег и трудностями с публикациями его произведений. На перекрестке он встретил того же человека, который спас его от наркотической зависимости на съемной киевской квартире. «Остроносый низенький человечек» был в потертом старомодном пальто и шляпе. Он кивнул писателю на вычурный каменный дом, но не проронил при этом и слова. Булгаков не придал этому случаю значения, но когда узнал, что в этом странном доме живет Елена Шиловская, все встало на свои места. Получается, что Гоголь указал ему на дом его будущей супруги.

В 1932 году Михаил Булгаков поведал о своей третьей встрече со знаменитым мистическим писателем в письме другу Павлу Попову. Тогда драматург трудился над постановкой гоголевских «Мертвых душ», но работа шла очень плохо. Михаила Афанасьевича смущали актеры, декорации и сама постановка в целом, так как он видел это по-другому. В одну из ночей к нему пришел сам Гоголь и грозно закричал: «Что это значит!». Булгаков растерялся и начал оправдываться перед великим писателем, а в конце своей пламенной речи произнес довольно странную фразу: «Укрой меня гранитною шинелью!». Автор «Мастера и Маргариты» так и не смог понять смысл данного сна, но объяснение пришло к его супруге Елене спустя 12 лет после смерти мужа. Третья жена, придя на могилу Булгакова, зашла в кладбищенскую мастерскую. Дело в том, что на тот момент на могиле писателя не было памятника. Она увидела странное гранитное надгробие и начала расспрашивать мастера об этом камне. Он ответил, что это голгофа, которую сняли с могилы Гоголя, так как к 100-летию со дня его смерти устанавливают новый памятник.

Вдова Булгакова тогда вспомнила о странном сне супруга и попросила, чтобы эту гранитную «шинель» водрузили на могилу Михаила Афанасьевича. Спустя время ей приснился покойный муж, который откланялся и покинул белую комнату, закрыв дверь.
По мнению исследователей, творчество Булгакова и Гоголя имеет много схожих моментов. Кроме этого, оба писателя верили в силу провидения, мистику и были очень мнительными людьми. Возможно, этих двух великих людей действительно связывала прочная невидимая нить, которая не разорвалась даже после кончины автора романа «Мастер и Маргарита».
Автор: Ирина Доброва

Journal information