Часто, когда ко мне приходят клиенты, приходится сталкиваться с такой ситуацией: клиент есть, дискомфорт или проблема у клиента есть – а вот ее причину клиент не знает. Я, естественно, не беру те случаи, когда суть проблемы лежит вне сферы понимания или восприятия клиента (например, ПТСР, неврозы или депрессии). Но, в целом, подобное явление распространено очень широко.
Есть техника, которая полезна и терапевту (для прояснения запроса) и клиенту (просто потому, что проблемы возникают у кого-угодно и регулярно).
Так вот, чтобы узнать суть проблемы японцы веками использовали технику «5 почему».
Для ее реализации берется исходная ситуация.
Например.
Или
Тут стоит уточнить, что при ответах на вопросы этой техники НЕЛЬЗЯ переводить фокус внимание на кого-то еще. Речь идет только о своей личной роли в развитии событий.
Кстати, вариант «меня так воспитали» не подойдет – он тоже снимает фокус внимания персонально с вас.
В принципе, всего того же можно добиться и обстоятельной беседой по душам с психологом/психотерапевтом. Но это требует больше времени и сил, и повышает риски дрейфа вашего внимания. А потому можно приписать этой технике статус экономящей ваше время.
Ну, как-то так. Достаточно просто, но эффективно.опубликовано econet.ru
Автор: Кузьмичев Александр
отсюда
Есть техника, которая полезна и терапевту (для прояснения запроса) и клиенту (просто потому, что проблемы возникают у кого-угодно и регулярно).
Так вот, чтобы узнать суть проблемы японцы веками использовали технику «5 почему».
Для ее реализации берется исходная ситуация.
Например.
- Я постоянно опаздываю. Почему?
- Потому что мне постоянно не хватает времени. Почему?
- Потому что я долго собираюсь. Почему?
- Потому что я хочу выглядеть хорошо. Почему?
- Потому что я хочу производить впечатление на окружающих. Почему?
- Потому что я замуж хочу.
Или
- Я часто конфликтую с женой. Почему?
- Потому что я хочу, чтобы она меня уважала. Почему?
- Потому что часто ко мне придирается по поводу и без. Почему?
Тут стоит уточнить, что при ответах на вопросы этой техники НЕЛЬЗЯ переводить фокус внимание на кого-то еще. Речь идет только о своей личной роли в развитии событий.
- Потому что я мало уделяю внимание порядку в доме. Почему?
- Потому что я считаю, что это не мужские обязанности. Почему?
Кстати, вариант «меня так воспитали» не подойдет – он тоже снимает фокус внимания персонально с вас.
- Потому что сила мужчины в его способности зарабатывать деньги.
В принципе, всего того же можно добиться и обстоятельной беседой по душам с психологом/психотерапевтом. Но это требует больше времени и сил, и повышает риски дрейфа вашего внимания. А потому можно приписать этой технике статус экономящей ваше время.
Ну, как-то так. Достаточно просто, но эффективно.опубликовано econet.ru
Автор: Кузьмичев Александр
отсюда
Journal information