В 1852 году английский художник Джон Эверетт Милле создаёт картину «Офелия» или «Смерть Офелии», в основе которой лежит сюжет пьесы Шекспира «Гамлет». Милле изображает момент, когда королева, мать Гамлета, рассказывает о смерти Офелии:
«Где ива над водой растет, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Её держало, как русалку…»
Уильям Шекспир «Гамлет»

Мы видим переход от жизни к смерти, мелькает тень безразличия. Особой символикой на этой картине обладают растения. «Причудливые гирлянды» из лютика, крапивы и ромашки имеют особое значение: лютики – символ неблагодарности, крапива – боль, ромашки – юность. Плачущая ива над Офелией – отвергнутая любовь и маргаритки в руке девушки, как символ невинности.
Милле был не единственным художником, кто изображал сцену смерти Офелии. В их числе был и Александр Кабанель, который сотворил свою «Офелию» в 1883 году. В этой картине мы уже не видим страдания, поза Офелии достаточно театральна.

К концу XIX века живопись пришла в «точку невозврата». Многие работы создавались только на радость публике и не несли какого-то символического значения. Часто стали изображаться элементы гарема, например, в работах Жерома «Женщины гарема кормят голубей» и «Молитва в мечети». Эти картины схожи по структуре работы и даже имеют одинаковую цветовую гамму.
Художнику уже не хватает возможности по-разному изобразить эти картины, он повторяется. Возникает потребность возродить живопись новыми средствами, и именно тогда появляется импрессионизм, он то и вносит в живопись новые краски.
Позднее возникает и постимпрессионизм, эти два направления очень близки. Ярким представителем постимпрессионизма становится Поль Сезанн. Он окончательно отошёл от того, чтобы форма диктовала восприятие разной формы объектов. Плоскости и очертания предметов становятся всё более доминированными.
В XIX веке тенденции символики начинают трансформироваться. Живопись XIX века отличается тем, что она носит характер передачи тех вещей, которые невозможно понять без живописи. Литература и проповеди не передадут этого взаимодействия персонажей и символов.

Journal information