Дарья (krambambyly) wrote,
Дарья
krambambyly

Category:

От точки до точки. Художник Жорж Сёра

Человек живет и движется среди того, что он видит;
но он видит только то, что способен осознать.


счетчик посещений
«В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я, — Жорж Сёра» — говаривал Гоген.

Жорж Сёра — изобретатель пуантилизма, родился 2 декабря 1859 года в Париже,в обеспеченной семьи министерского чиновника. В отличие от многих собратьев по искусству, для него живопись была не способом заработка на пропитание, а в первую очередь, возможностью реализации собственного мироощущения. Он был одним из самых многообещающих и перспективных молодых художников.
К сожалению, болезнь оборвала его жизнь в 1891 году, когда Сёра было всего 31 год. Особенности творчества художника Жоржа Сёра: Игра теней, на игре света и цветовой гамме.
На картине «точечный» метод создания картин, монументальность и вневременность его полотен, что кардинально отличает неоимпрессионизм.


«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» - Чтобы закончить картину, понадобилось более двух лет.

Работа художника «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» был впервые показан на последней, восьмой выставке импрессионистов в 1886 году. Картину сразу же признали одним из величайших произведений современности. Работа над этим огромным полотном заняла у Сёра два года.

Художник наносит цвет в виде точек или пятен контрастных цветов, и это позволяет создать особенно яркий и светлый рисунок. От импрессионизма не осталось и следа, картина четко структурирована, композиция упорядочена и продуманна, фигуры кажутся монументальными. Они лишены индивидуальности, зато обладают вневременностью, вызывая мысль о древних фресках. Импрессионистическое мгновение у Сёра застыло и превратилось в вечность.

На Гранд-Жатт в воскресенье собирался высший свет. Также чрезвычайно ценили этот остров проститутки: в атмосфере расслабления и отдыха легко подыскивать себе клиентов. А светские франты, соответственно, легко находили себе девушек для развлечений. Гранд-Жатт даже называли островом любви. Контекст того времени сразу прояснял, что изобразил Сера. К примеру, девушку слева с удочкой в руках совсем не похожа на рыболова-любителя. Совсем иную рыбку она намерена поймать в этот выходной. Пара справа кажется респектабельными буржуа. А если приглядеться к тому, что на поводке у дамы вовсе не собака, а обезьянка? И если знать, что обезьяна считалась символом развратности, а на парижском жаргоне так именовали проституток? Пожалуй, респектабельная пара предстает в ином свете. Сзади мы видим обнимающуюся парочку, но в свете прочих открытий немного шансов поверить, что это молодые влюбленные.

В центре картины маленькая девочка в белом за руку с матерью или няней. Как обычно, Сёра не прописывает детали. «Художник должен научиться изображать не предмет, а сущность предмета. Когда он пишет лошадь, это должна быть не та конкретная лошадь, которую вы можете опознать на улице. Камера создает фотографию; нам же следует идти гораздо дальше», – декларировал свой подход Сёра. Девочка в белом воплощает юность, чистоту. Но помещенная в эту среду, она вызывает тревогу о своем будущем.

Вон чуть дальше ребенок постарше, прыгающая девочка. Почти рядом с казавшейся респектабельной парой – юная девушка, склонившаяся над букетом цветов. Кем может стать здесь малышка в белом платье? Что предстоит всем этим девочкам и девушкам? Отправятся ли они «ловить рыбу» на Гранд-Жатт? Кажется, девочка в белом – единственная смотрит прямо в лицо зрителям, словно ждет ответа на этот вопрос.

«Остров» Сёра – преобразованная на современный лад цитата картины Пюви де Шаванна «Священная роща». Сёра заимствовал у Шаванна ощущение застывшего времени. Но у его вечности совсем иной вкус. У Пюви изображено происходящее на далеком мифическом острове, остров Сёра – реален. На смену музам Шаванна пришли проститутки. Так может выглядеть священная роща 1884 года.

Бросается в глаза также параллель между этой картиной и «Купанием в Аньере». Светское общество на правом берегу и мир рабочих на левом. Две грани, две стороны современного мира: затененный остров и солнечный берег.

А это ещё одна картина Жорж Сёра.


«Пудрящаяся девушка» - 1890

Ему шел 31-й год, у него обнаружили менингит, он «сгорел» буквально за три дня и перед смертью рассказал близким, что модель Мадлен Кноблах, изображенная на картине «Пудрящаяся девушка», родила ему сына. Ребенок умер вскоре после отца.


«Купание в Аньере»


Художник постоянно интересовался всеми новыми теориями и идеями, читал научную литературу по оптике, изучал наследие старых мастеров живописи. Эксперименты Эжена Делакруа с цветом и красками натолкнули Жоржа Сёра на мысль о разработке собственных художественных методов. Обладая аналитическим умом, Сёра пришел к выводу, что смесь отдельных точечных мазков дает значительно более сильный зрительный эффект, нежели традиционные способы живописи или приемы коллег-импрессионистов. На его картинах все детали и фрагменты были составлены из точек чистых цветов, контрастировавших друг с другом.



imgpreview (18).jpg

Tags: Живопись, Искусство, Одна история, Самое интересное в мире
Subscribe

Posts from This Journal “Самое интересное в мире” Tag

promo krambambyly октябрь 3, 2015 23:03 20
Buy for 20 tokens
Хотите отыскать свой дом? Просто нажмите на глобус, введите любой адрес, который вас интересует - и будет вам счастье! Теперь вы всегда можете очутиться там, где пожелаете, приятного виртуального путешествия! :) Известно всем тарам-парам На то оно и утро! Диеты на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments