Психолог Лилия Хисамутдинова:
«Есть три основные стратегии поведения в случае паники — убегать, прятаться и драться. При этом в любом случае снижается дисциплина и работоспособность. Имеет место прием успокоительных средств или алкоголя», — комментирует настроения в обществе клинический психолог из автограда. О том, почему мы сейчас все больше проявляем себя как приматы, о механизме возникновения паники, ее развязке и окончании, а также способах внушения и манипуляции людьми.
Казалось бы, с вирусами мы давно все знакомы, но новый коронавирус воздвигли на информационный пьедестал. Началось «информационное заражение»Казалось бы, с вирусами мы давно все знакомы, но новый коронавирус воздвигли на информационный пьедестал. Началось «информационное заражение»
ЛЮДИ ОКАЗАЛИСЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОВУШКЕ
Вообще термин «паника» (от греческого «паникон») означает «безотчетный ужас». А само слово «паникон» произошло от имени греческого козлообразного бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ, стад. На него периодически находили приступы дикого гнева, тем самым он вызывал неистовое возбуждение в стадах, и они, ополоумевшие в своем ужасе, могли разом броситься в пропасть или огонь. Вот такие были игры у Пана.
И сегодня для того чтобы возникла человеческая паника, должно произойти что-то шокирующее, необыденное, сосредотачивающее все внимание на себе и меняющее поведение людей.
Казалось бы, с вирусами мы давно все знакомы, но новый коронавирус воздвигли на информационный пьедестал. Началось «информационное заражение». И хотя уже было много сказано, что данный вирус не является самым смертоносным на Земле (гораздо больше людей гибнет от других болезней и при иных обстоятельствах), но из-за того, что COVID-19 малоизучен, началось распространение слухов, домыслов. Причем они стали проникать из всех возможных источников — своего круга общения, СМИ, интернета, соцсетей, WhatsApp-чатов, являющихся каналом распространения «вирусной» информации.
Люди оказались в информационной ловушке, желая того или нет, они вынуждены сосредотачиваться на теме коронавируса и вдобавок на резком росте курса доллара и евро. И если самая первая реакция человека — страх — не подавлена, то она усиливается. Так начинается паника.
Как говорил еще Франклин Рузвельт: «Единственное, чего мы должны страшиться, — это сам страх». Очень мудрая фраза. То есть для глобальных изменений в обществе достаточно одного страха. А в случае с коронавирусом ежедневные сводки о числе заболевших и умерших, закрытии границ и карантине привели к экспоненциальному росту страха. Вот вирус был где-то далеко в Китае, а вот он уже в Москве, Татарстане, рядом. Возникает момент остроты, требующий от человека быстрого принятия решения, что мешает спокойному логическому осмыслению ситуации. Страх — перекрестный, то есть если кто-то не боялся, то, глядя на других, тоже начинает пугаться.
Так почему люди сбиваются в толпу? Для того чтобы это понять, достаточно понаблюдать за животными, стадами, косяками рыб, которые пытаются избежать нападения хищников. Когда ты в толпе, особенно в ее центре, есть вероятность, что тебя не съедят. Это инстинкт самосохранения.
Journal information